Заявка на регистрацию

Для регистрации компании вы можете связаться с нашим менеджером:
Тел:
E-mail: dyachkova@katalog-uristov.msk.ru

Регистрация компаний

Вы можете заполнить форму ниже, и наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время



Заполнить форму регистрации

Выполните вход:

Забыли пароль?
katalog-uristov.msk.ru
Карьера в финансах

 

Оксана Блинова, CFO Центра Интеллектуальной Собственности (ЦИК) "Сколково"

Финансовый директор Центра Интеллектуальной Собственности (ЦИК) «Сколково»

Оксана закончила Санкт-Петербургский Государственный Университет, факультет Прикладной Математики — Процессов Управления с присвоением квалификации математик. Получила ряд пост-дипломных сертификатов в области бухучёта, менеджмента и английского языка.
С 1994 до прихода в «ЦИС „Сколково“ занимала различные позиции в финансовых подразделениях международных компаний в Российской Федерации. В частности с 1994 по 2007 год Оксана была инвестиционным и финансовым аналитиком, контроллером, финансовым директором в компаниях «Юнилевер СНГ», «Крафт Фудс Рус» и «Де Ла Рю СНГ». С 2007 по октябрь 2011 Оксана работала на позиции Управляющего финансами в компании «ФМ Ложистик». В круг задач на всех занимаемых позициях входила работа с государственными структурами, аудитом, управление рисками, реорганизация и создание структур и подразделений, управление финансами компании, исходя из стратегических целей и перспектив развития.



С чего начиналась Ваша профессиональная карьера?

Профессиональная карьера началась с позиции capital expenditure accountant в крупной международной компании через два года после прихода международного бизнеса в РФ. Без опыта работы в финансах, с образованием математика и серьёзными, но весьма теоретическими знаниями английского языка. На тот момент, это была политика компании не переучивать наших экономистов-финансистов-бухгалтеров западным стандартам, а брать людей образованием естественнонаучного профиля и обучать западным профессиональным стандартам и искусству управления, перемежая практику с теоретическими курсами.

 

Что было самым сложным на первых порах в новой должности?
Изначально правильно выбранный вектор развития, последовательность и «учителя». Мне очень повезло с наставниками, которые в первые пять лет фактически заложили фундамент моего профессионального развития. Работа в разных отделах финансового департамента, участие в проектах ре-дизайна бизнес-процессов, внедрение ERP систем, самостоятельные разработки на базе корпоративных стандартов, работа с внешними и внутренними аудиторами – и всё это в компании с одной из лучших систем репортинга и контроля, отработанной десятилетиями, вобравшей все лучшие практики. Последовавший переход в другую компанию стал новым витком профессионального развития, открывшим новый горизонт и подтвердившим правильность выбранного направления.

 

Что больше всего Вам помогло на пути к посту финансового директора?
Не могу сказать, что были сложности сугубо профессионального характера. Запас знаний и навыков, полученных за 10 лет, предшествующих позиции CFO, оказался, в моём случае, необходимым и достаточным для грамотного структурирования департамента и организации процессов. На первых порах действительно сложным было занимать пост CFO в международной компании, приняв эстафету от экспатов, которые до этого 9 лет руководили финансами российского подразделения. Причём, как ни странно, сложности в восприятии были с обеих сторон: и иностранные, и российские коллеги примерно одинаково встретили ситуацию с приходом «локального» CFO – «посмотрим, что из этого получится». К счастью, период пристального внимания был коротким – бизнес развивался достаточно интенсивно, работы было много, задачи интересные, требующие при решении концентрации «коллективного разума», а это как нельзя лучше проявляет способность нового члена команды интегрироваться.

Какие черты личности должны быть присущи финансовому директору?
Целеустремлённость, толерантность, консерватизм. Противоположные, на первый взгляд, качества, с моей точки зрения, являются продолжением и дополнение друг друга. Финансовый директор сегодня должен уметь слышать оппонентов, видеть рациональное зерно в, на первый взгляд, рискованных, скоропалительных, неоднозначных и т.д. предложениях, с тем, чтобы либо грамотно применить, либо вернуть на доработку, не убивая идею в зародыше.

 

Какими знаниями и навыками должен обладать современный финансовый директор?
Кроме профессиональных знаний и навыков, которые, безусловно, должны быть на высоком уровне и подкреплены достаточным количеством лет практики, современный финансовый директор должен уметь быстро вникать в бизнес, давать оценку рискам и перспективам его развития. Иметь очень серьёзные управленческие навыки: современный CFO – это не бухгалтер, пусть даже главный, это бизнес-партнёр руководства и акционеров компании. И, наконец, современный финансовый директор должен уметь работать в матричной структуре, когда компания или группа компаний являются частью ещё более крупной структуры, политики и регламенты которой должны быть экстраполированы, внедрены и контролируемы в подчинённой компании, дивизионе и т.д. Это отдельный навык, которому редко обучают в теории, ему сразу приходится осваивать на практике.

 

Что самое главное в работе финансового директора?
Взвешенность решений. В конечном итоге, именно CFO является гарантом как правильной «оцифровки» деятельности компании, так и правдивости цифр и результатов деятельности. Очень важным аспектом является управление рисками, где анализ предыдущего опыта консолидируется с анализом текущей ситуации и тенденций, и корректное решение, как правило, максимально сбалансированное решение.


Какие ошибки финансовый директор может совершить на новом месте?
Очень серьёзным промахом может быть скоропалительный перенос предыдущего опыта на новую почву. Несмотря на всю классичность методов, некоторые из которых существуют в финансах десятилетиями, на новом месте стоит осмотреться, хотя бы с точки зрения подходов к внедрению тех самых классических методов. Если речь не идёт о, не дай Бог, криминале, жёсткое насаждение чего бы то ни было, даже если и приведёт к желаемому результату, боюсь, путь будет слишком долгим и, в результате, мало эффективным.


Какова, на Ваш взгляд, роль финансового директора в компании?
Роль финансового директора в создании и /или поддержании финансового здоровья компании на максимально высоком уровне. Как я уже упоминала выше, CFO должен быть бизнес-партнёром (консультантом, советником и т.д.) руководства и собственников компании, а так же «мостом» между внешними институтами и компанией.


Имеет ли принципиальное значения для профессионального успеха как финансиста западное бизнес-образование?
Принципиального нет. Тем более, что настоящее западное бизнес-образование в российской бизнес-среде пока встречается не часто, равно как и обладатели дипломов MBA признанных западных университетов крайне редко встречаются среди финансового топ-менеджмента западных компаний. Различные курсы и семинары Гарварда (от 4 дней до нескольких месяцев) могут добавить несколько пунктов в самооценке, но мало что дадут для профессиональной реализации. Безусловно, очень полезным является западное профессиональное образование, особенно полученное в начале профессиональной деятельности. В РФ такого попросту нет на сегодняшний день.


Какие приоритетные задачи стоят сегодня перед финансовым директором?
Знаете, этот вопрос постоянно обсуждается на различных профессиональных форумах и, что интересно, приоритетные задачи сегодня мало чем отличаются от приоритетных задач десять лет назад: работа на обеспечение финансового результата компании, контроль и оптимизация денежных потоков, контроль рисков компании. Это глобальные задачи, что называется, на все времена, которые дополняются специфическими задачами отрасли, стадии развития (существования) бизнеса, стратегическими и тактическими планами компании на перспективу и т.д.


Успех в бизнесе базируется на системе эффективного управления. Есть ли у Вас секреты эффективного управления?
Не уверена, что это секрет, скорее преференция. Я придерживаюсь мотивационного стиля руководства. Считаю, что в финансовом департаменте работают умные люди и грамотные специалисты, нацеленные на развитие собственной карьеры через вклад в успех компании. Система мотивации должна быть многовариантной – это и обучение, и ротация внутри департамента, участие в перспективных проектах и пр. Хочу отметить, что мотивация работает в том случае, когда компенсационный пакет не ниже уровне рынка. Мне как руководителю, конечно, интересно работать с людьми, которые не только «выстраивают карьеру», но и любят свою работу, заинтересованы в повышении профессионального уровня, умеют и хотят работать в коллективе единомышленников, уважают своих коллег.

Какие уроки Вы извлекли из кризиса 2009?
Один из основных уроков — тесное переплетение профессиональных и базовых человеческих ценностей: откладывать «на чёрный день» всё-таки очень полезно, реже болеют и быстрее выздоравливают в том доме, где чище и уделяется достаточно внимания профилактике, разумный риск при просчитанном запасе прочности – обязательный атрибут движения вперёд. И, как сейчас, принято говорить культура компромисса, безусловно, начала прививаться на нашей почве в рецессию 2008-2009 годов. Последний аспект мне видится очень важным, особенно для России.

Хороший CFO – это будущий генеральный директор?
Почему нет? Многое зависит, конечно, от бизнеса и периода его развития, которые диктуют необходимые профессиональные навыки и качества лидера.







05.03.2012, 440 просмотров.

 
 
© 2012 , «katalog-uristov.msk.ru»